В кризис металлопрокат, емкость рынка которого составляет 1,6 млн т, в основном идет на экспорт. Специалисты говорят о необходимости бороться с этим.
За последний год емкость рынка металлопроката в Петербурге и Ленобласти увеличилась на 3%, до 1,6 млн т. В 2015 году эксперты прогнозируют падение объемов, но несущественное. По их мнению, крупным компаниям опасаться нечего, уйдут только слабые игроки. Сегодня на этом рынке работает несколько десятков крупных компаний–продавцов, среди которых эксперты выделяют «Металлокомплект–М», «Санк», БМК, СЗМК, «Первую металлобазу». Производителей заметно меньше: металлургический завод «Петросталь» (Кировский завод), «Металл Холдинг».
В основном металлопрокат используется в промышленности и строительстве. Основные объемы потребления приходятся на сортовой металлопрокат (более 50%) и листовой металл (25%), фасонный металлопрокат составляет 12% от общего объема данного рынка, 10% занимает трубный металлопрокат.
Из–за большого разнообразия видов металлопроката игроки рынка отказываются оценить его объем в денежном выражении. «Эта сумма не будет корректной. На каждый вид продукции формируется своя цена, которая зависит от конкретных факторов, поэтому в данном случае обобщение неуместно», — пояснили в «Металлокомплект–М».
Спасти рынок
Генеральный директор Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов подчеркнул, что на сегодня значительная доля металлопроката продается за границу. В связи с этим производители и продавцы пытаются привязать цену на свою продукцию к курсу евро, что неизбежно ведет к ее удорожанию. С одной стороны, это делает компании, реализующие товар только в России, более конкурентоспособными, с другой — рынок заметно сужается.
«На мой взгляд, для регулирования рынка металлопроката следует ввести заградительные таможенные пошлины, чтобы производителям и продавцам было выгоднее продавать свою продукцию на внутреннем рынке, а не экспортировать ее за рубеж», — считает Алексей Белоусов. По данным участников рынка, с начала февраля российские металлурги повысили цены на металлопрокат на 8–19% в зависимости от вида продукции, а с декабря рост цен составил 30–40% из–за девальвации рубля.
В свою очередь, в ООО «Первая Строительная База» отметили, что в ближайшее время следует вновь ожидать заметного роста цен на металлопрокат.
Реклама
«Рынок продолжит сокращаться, с него будут уходить слабые игроки, преимущественно малый бизнес. В декабре поставщики резко подняли стоимость на металлопрокат, но сейчас ситуация нормализуется», — уточнил генеральный директор «Первой металлобазы» Олег Бадейнов.
Поменять покупателя
Сегодня отличительной особенностью рынка металлопроката становится ротация покупателей. Если раньше материалы в основном закупались строительными компаниями, то сейчас заметно вырос спрос на продукт у компаний, работающих в совершенно других областях. «Сегодня подавляющее число покупателей металлопроката — это компании, которые занимаются аграрной промышленностью и продажей продуктов питания. Именно компании в этих отраслях начинают сейчас расширяться и строят новые помещения для себя. Спрос с их стороны заметно вырос», — пояснил Олег Бадейнов.
При этом объемы ввода жилья в Петербурге заметно сокращаются. Предполагается, что в 2015 году в городе введут примерно на 25% меньше новостроек. В связи с уменьшением объемов строительства падает и спрос со стороны застройщиков на стройматериалы. «По оценкам строительных компаний Петербурга, объем спроса в 2015 году сократится на 30–50%, что приведет к снижению объемов строительства, сокращению строительного рынка и соответствующему падению рынка», — уточнил директор обособленного подразделения «Металлокомплект–М» Арсен Бенглянц.
Кризис не для всех
Участники рынка металлопроката уверены, что, даже несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, на их отрасли происходящее отразится не сильно. Дело в том, что его производители и продавцы активно экспортируют свою продукцию. Поэтому в случае серьезных проблем в России у них есть «запасной выход» на рынки зарубежных стран.
«Для крупных игроков рынка изменится не многое. Да, конечно, сейчас упал спрос на продукцию, но не катастрофично. Крупные компании выстоят в сложившейся экономической ситуации», — не сомневается Олег Бадейнов. По его мнению, уйдут с рынка небольшие компании с неэффективным управлением. «Насколько я знаю, компании — представители крупного бизнеса не собираются покидать рынок из–за каких–либо проблем. Для них главными последствиями станут падение спроса и сокращение маржинальности», — пояснил эксперт.
По данным компании «Металлокомплект–М», в 2015 году рынок сократится примерно на 25–40%, многое будет зависеть от состояния ипотечного кредитования, а также от ключевой ставки Центробанка.
«Пока рано давать оценки, так как в полной мере на рынке металлопроката кризис еще не наступил. Если же сравнивать январь 2015 года с январем 2014–го, мы оцениваем падение спроса в целом приблизительно на 15–20%. При этом в сегменте листового и фасонного проката, которые потребляются преимущественно промышленными компаниями, в январе падение спроса достигло 20–25%», — рассказал Арсен Бенглянц.